Как же сделать хорошие снимки?

Первое и самое главное – стоит вспомнить шутливую поговорку «если совсем ничего не помогает, то прочтите, наконец-то, инструкцию». Ведь именно в этом документе указано, какие из перечисленных ниже функций доступны фотоаппарату, а также дано разъяснение многим терминам по фотосъемке. Свободное владение данными инструкции также позволит избежать неловких ситуаций, когда с Вашей камерой что-то происходит (например, мигает непонятная лампочка или индикатор), а Вы не можете понять, что именно.

Объектив

Он может быть с постоянным или с переменным фокусным расстоянием. Фокусное расстояние определяет «угол зрения» Вашей камеры и выражается в миллиметрах. Чем оно меньше, тем больше видит Ваша камера вокруг, чем меньше, тем больше концентрируется на центральной части кадра. Объективы с переменным фокусным расстоянием называют «зум-объективами», подразумевая их способность приближать предметы, находящиеся в удалении от Вас. На самом деле, такие объективы позволяют менять и сам характер перспективы. При меньших значениях фокусного расстояния на снимках появляются искажения перспективы, свойственные выпуклым линзам. При больших значениях, напротив, предметы как бы выстраиваются друг за другом. Эти особенности можно успешно применять в художественных целях.

Светочувствительность (ISO)

Высокие значения светочувствительности позволяют делать достаточно светлые кадры при плохом освещении окружающего пространства. Однако следует учесть, что при больших значениях ISO на снимках появляется так называемый «шум» — цветная рябь, ухудшающая детализацию снимка. До каких конкретно значений светочувствительности «шум» не будет заметен глазу, зависит от конкретной модели фотоаппарата. Это несложно определить экспериментально, сделав несколько пробных снимков.

Баланс белого (или цветовая температура)

Определяет, насколько естественно будут выглядеть цвета на Вашей фотографии. Правильная настройка этого параметра позволит избежать цветовых искажений, связанных с различными источниками освещения в снимаемом пространстве. Например, чтобы избежать желтизны, характерной для ламп накаливания (при съемке в домашних условиях). Для баланса белого есть предустановки, автоматический режим и ручной режим.

Сложным словом «экспозиция» называется количество света, необходимое для получения качественной фотографии. «Высвеченные фотографии» называют переэкспонированными, слишком темные — недоэкспонированными. Достичь оптимальной экспозиции кадра помогают выдержка и диафрагма.

Выдержка – это время, в течение которого свет попадает на светочувствительный материал (раньше эту роль играла пленка, теперь — матрица), измеряется в секундах.

Диафрагма – это механическое приспособление, которое регулирует величину отверстия, через которое проходит свет в момент снимка, измеряется в условных единицах. Чем меньше значение диафрагмы, тем больше открыто отверстие для света.

Каждая любительская цифровая фотокамера имеет встроенные сюжетные программы. Фактически в них заключен весь опыт фотографов-профессионалов, который смогли обобщить создатели камеры. Например, портрет снимать на открытой диафрагме, а при съемке спорта не использовать длинные выдержки, и так далее. Используйте каждую программу по прямому назначению, но не забывайте, что это всего лишь программа. И использовать ее надо творчески. Главное – прочитать в инструкции и запомнить, чем один программный режим отличается от другого. Например, в режиме “Портрет” камера выставляет максимально открытую диафрагму, а в режиме “Пейзаж” – максимально ее прикрывает. Эти особенности можно использовать при создании творческих снимков.

Экспокоррекция

Функция вашей камеры которая позволяет влиять на экспозицию, каждое изменение величины экспокоррекции на +1 увеличивает (а на -1 уменьшает) в 2 раза количество света, попадающего на снимок во время съемки. Эта функция камеры становится особенно актуальна при съемке очень светлых или, наоборот, очень темных композиций. Например, когда Вы снимаете зимний пейзаж, в котором много светлых тонов, а темных практически нет. Автоматика камеры считает, что черные элементы всегда присутствуют в кадре, поэтому кадр может получиться блекло-серым. Чтобы этого не произошло, следует ввести экспокоррекцию на +1 или +2 ступени.

Частой ошибкой начинающего фотографа является неправильная оценка уровня освещенности при съемке в помещении. Благодаря способности человеческого зрения адаптироваться практически к любым условиям возникает иллюзия, что освещенность достаточная, в то время как ситуация прямо противоположная. Для беглой оценки достаточно включить ЖК-дисплей в режиме видоискателя на короткое время.

Другая распространенная ошибка — фотографирование в контровом свете. Под этим термином подразумевается источник яркого света, расположенный за объектом съемки. При фотографировании на улице в этой роли выступает солнце (если только оно не в зените), а при съемке в темном помещении — светлое окно. За счет яркого фона камера неправильно определяет освещенность, и объект получается недоэкспонированным. Для правильного расчета экспозиции необходимо включить точечный режим экспозамера (имеется практически во всех современных камерах), а «наводить» камеру на более темный объект.

Так называемые ручные настройки камеры позволяют вам устанавливать выдержку и диафрагму вручную. Изменение данных параметров не только влияет на количество света, поступающего в камеру, но и позволяет добиваться некоторых творческих эффектов.

Манипулируя значением диафрагмы, можно изменять глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). Чем меньше диафрагменное число, тем меньше глубина резкости, и наоборот. Управление глубиной резкости на снимке позволяет разграничить передний и задний план, а также создать акцент на объекте съёмки.

Изменение значений выдержки дает вам контроль над визуализацией времени на снимке. Маленькие (1/500 — 1/1000с) выдержки способны “остановить” движение, а большие (1/30 – 1/8 и больше) размазать, визуально обозначив его протяженность во времени. Это особенно важно при съемке спортивных мероприятий, когда очень важно «поймать» нужный момент. При съемке городских и природных пейзажей управление выдержкой позволяет получить красивые полосы от света фар автомобилей или «мягкие» струю воды водопадов.

При съемке с большими выдержками есть риск испортить кадр смазанностью изображения, возникающей из-за дрожания рук. Кардинально решает проблему штатив. При съемке в помещении вместо штатива можно использовать предметы мебели, на улице – различные ограждения, а на природе — камни и ветви деревьев. Если же нет ни штатива, ни другой опоры – возьмите фотоаппарат двумя руками, прижмите локти к груди, чтобы образовался жесткий упор, выдохните и аккуратно нажмите на спуск. Для еще большей устойчивости можно облокотиться на что-нибудь.

Вспышка

При съемке ночью многие встроенные вспышки грешат тем, что их свет слишком направлен и резок. Бороться с этим можно с помощью скотча или белой бумаги, которым заклеивают вспышку для достижения эффекта дополнительного рассеивания. Многие фотоаппараты позволяют вручную регулировать мощность вспышки, не стоит пренебрегать этой достаточно простой функцией. Именно она поможет Вам спасти кадры от «пересвета», или, наоборот, получить ярко освещенные снимки.

При съемке объектов, расположенных за стеклом (аквариумных рыбок или экспонатов музея), необходимо помнить, что импульс вспышки вызовет сильные блики. Поэтому по возможности вспышку следует выключить.